>> Порошенко призвал ускорить индексацию зарплат и пенсий

>> Правительство предложило меньше проверять малый бизнес

>> Министром экономического развития Крыма назначен Валентин Демидов

Планы на вырост. Татарстан принял стратегию развития до 2030 года

В поисках магнита.

Стержень стратегии - человек, сказано в документе. В первых разделах говорится не об экономике, которая должна стать не только современной, но и «умной», а о населении, сохранении его здоровья, культуре и образовании.

Продолжительность жизни татарстанцев неуклонно растёт. По этому показателю республика занимает 13-е место в РФ. И это, несмотря на то что врачебного персонала и коечного фонда в республике меньше, чем в среднем по России. Основным фактором, сдерживающим развитие системы здравоохранения, названа «нацеленность федеральной и региональной стратегий на наращивание объёма основных средств при сохранении инфраструктуры и персонала на балансе государства». Иными словами, нам предлагают ещё активнее развивать частную медицину?

Одна из ключевых задач стратегии - рост населения. Причём не только за счёт демографии. Акцент делается на миграции, роль которой «может вновь возрасти вследствие неблагоприятной демографической динамики». Татарстан должен быть готов к конкуренции за население, создать условия для того, чтобы таланты оставались жить и работать в РТ.

Кстати, миграционные проблемы есть и в самой республике. 76% населения - горожане. Население стягивается в Казань.

Сельские районы, малые и средние города теряют молодёжь быстрыми темпами, в ряде районов эти потери превышают 30% выпускников средних школ.

«Чистым путём».

Удержать население на местах предлагается, например, за счёт улучшения транспорт­ных связей между регионами республики. В разделе «пространственное развитие» говорится о формирования Волжско-Камского метрополиса, который обещает стать третьим по численности населения среди агломераций России. Мет­ро­полис объединит три агломерации: Казанскую, Камскую и Альметьевскую.

«Это позволит более активно развивать районы центральной части республики, - говорит Артём Здунов, министр экономики РТ. - Особое внимание уделено развитию прибрежных территорий в районах вдоль Волги, Камы, Вятки, которые объединены проектом 'Волжско-Камский поток'. Его основным элементом должна стать дорога 'Чистый путь' (Казань - Алексеевское - Чистополь - Камские Поляны - Нижнекамск. - Прим. ред.), которая свяжет две крупнейшие агломерации республики, обеспечит комфортный доступ жителей больших городов к рекреационным зонам Камы и Волги. Ключевая задача - значительное, в 1,5−2 раза, сокращение времени сообщения крупнейших центров республики как между собой, так и с крупнейшими городами страны».

В стратегии сказано и о политике в отношении населённых пунк­тов, теряющих экономическую базу. «Речь идёт не то что о переселении, а о мобильности, - объясняет А. Здунов. - Транспортные и производственные инфраструктуры должны быть взаимосвязаны, чтобы люди комфортно доезжали до работы».

Комментарий.

Марат Галеев, депутат Госсовета РТ:

- Стратегия - ­выверенный документ, аккумулировавший лучшие наработки прежних лет. Однако, на мой взгляд, в ней слабовато освещены проблемы взаимодействия с транснациональными корпорациями. Ведь прорывные технологии осуществляются не просто в результате международного сотрудничества, а на передовых рубежах с развитыми странами.

Условием успешной реализации стратегии является состояние институтов, связанных с функционированием экономики. Поэтому доработки требуют и вопросы собственности, интересов производителей. Удастся ли согласовать интересы производителей, например, в сельском хозяйстве с существующими формами собственности?

Очень хорошо проработано в стратегии пространственное развитие по республике в целом. Но остаётся актуальной логистика внутри агломераций. В первую очередь, в Казани, где на выездах уже сейчас большие потери времени.