>> Тунис начал возводить стену на границе с Ливией против ИГ

>> В Конгрессе США выступают за размещение средств ПРО в космосе

>> МИД о событиях в Мукачево: хаос на Украине грозит всей Европе

Россия не слезла с нефтяной иглы

Нефтяные котировки на мировых рынках остаются под давлением. В среду баррель Brent торговался на уровне $49,3, а днем ранее падал ниже $48. Оптимизма у инвесторов нет, несмотря на то, что в США сократились запасы. Рынок беспокоит продолжающийся рост добычи «черного золота» в США, возможное увеличение нефтяного экспорта Ираном и замедление темпов роста китайской экономики.

«Пессимизма в отношении перспектив нефти добавил опубликованный отчет аналитиков Goldman Sachs о том, что все доступные мощности по хранению сырья нефти и нефтепродуктов (включая плавучие терминалы) к концу года могут быть заполнены, что неминуемо скажется на ценах», - отмечает София Кирсанова, аналитик УК «Райффайзен Капитал».

Низкие цены на нефть тянут вниз и российскую валюту. В среду на торгах доллар превышал отметку в 64 рубля, а евро тестировал уровень в 70 рублей. Если ослабление курса рубля продолжится, то вверх поползет инфляция, которая после июльского всплеска из-за роста тарифов, в уже две недели находится на нулевом уровне.

Впрочем, дешевый рубль - это не проблема, а спасение для российского правительства, в условиях дешевеющей нефти - бюджет не останется пустым. Причем, тот факт, что стоимость барреля упала почти вдвое (со $107,3 в первом полугодии 2014 года до $58 за январь-июнь 2015), незначительно поколебал положение нефтегазового сектора, как основного донора для федеральной казны.

Недавно, в одном из интервью Михаил Ходорковский заявил, что нефть не уже не является единственным богатством России, а доля нефтяных доходов в консолидированным бюджете страны не более 20%. Экс-совладелец ЮКОСа немного поспешил.

По оперативным данным Минфина, в первом полугодии в федеральный бюджет поступило 6,2 трлн рублей доходов. Из них налогов 3,6 трлн руб, таможенных сборов - 2,3 трлн руб. Однако, надо вспомнить, что один из основных налогов - это налог на добычу полезных ископаемых, а с 1 января этого года в действие вступил налоговый маневр, благодаря которому, тяжесть фискальной нагрузки для нефтяников смещается с таможенных пошлин именно на НДПИ.

В результате, по оценке Минэкономразвития, общий объем нефтегазовых доходов, поступивший в федеральный бюджет в первом полугодии, составил почти 3 трлн руб, или 48% от общего объема бюджетных доходов. В первом полугодии прошлого года, нефтегазовый сектор принес казне почти 52% доходов (3,7 трлн руб из 7,1 триллиона).

Главное отличие 2015 года от прошлого в наличии дефицита бюджета. По итогам первого полугодия он составил 0,9 трлн руб. Министр финансов Антон Силуанов предполагал, что по году дефицит может составить 3,4% ВВП, то есть около 2,5 трлн руб.

Но более высокий курс рубля и стоимость нефти (относительно параметров, по которым сверстан бюджет) делают ситуацию менее критичной. Даже если баррель не поднимется выше $50, при текущей стоимости доллара, дефицит окажется существенно ниже, чем предполагает Минфин.

России сейчас не очень выгоден крепкий рубль.

В июне, когда, после почти продолжительного периода укрепления, рубль вновь начал дешеветь, это оказало поддержку обрабатывающему сектору промышленности, и динамика ненефтегазовых доходов была весьма неплохой.

После дефицита в январе-мае, в июне федеральный бюджет был исполнен с профицитом, отмечают аналитики Sberbank-CIB. Причем доходы бюджета в июне были на 1,6% выше показателя за июня-2014. По их прогнозу, дефицит бюджета до конца года продолжит увеличиваться, и в итоге будет близок к 2,2% ВВП.

В тоже время, более низкий дефицит никак не заставит Минфин отказаться от планов сократить госрасходы в 2016-2017 гг. Не собирается ведомство смягчать и бюджетное правило. Напротив, речь идет о его ужесточении, что автоматически ограничит поступление средств в бюджет и станет аргументом в споре с соцблоком правительства по поводу индексации социальных выплат.

Сокращать расходы Минфину советуют эксперты (например, глава Экономической экспертной группы Евсей Гурвич), а также Международный валютный фонд.

В своих последних рекомендациях МВФ отмечает, что России в среднесрочной перспективе потребуется бюджетная консолидация, то есть сокращение госрасходов на 2−3% ВВП. Если этого не сделать, то ненефтегазовый дефицит составит в 2020 году 7% ВВП, а резервные фонды будут почти полностью исчерпаны. %

На 1 августа 2015 г совокупный объем Резервного фонда составил 4,3 трлн руб, в Фонде национального благосостояния было 4,4 трлн руб.

Однако, даже с учетом предполагаемой Минфином «бюджетной консолидации», снизить долю нефтегазовых денег в федеральном бюджете на сколько-нибудь значимую величину необходимо, чтобы возобновился рост экономики. Но до этого еще далеко.

В последнем обзоре «Комментарии о государстве и бизнесе», подготовленном «Центром развития» НИУ ВШЭ отмечается, что консенсус-прогноз экономистов падения ВВП на 2015 год ухудшился - с 3,6% до 3,7%. Экономисты «Альфа-банка» с 1,5% до 0,3% понизили прогноз роста российской экономики на следующий год. В долгосрочной перспективе они прогнозируют рост лишь на 0,5−1% роста в год. Эксперты в унисон говорят о необходимости реформ (многим уже даже все равно каких - левых или правых), без которых выйти на устойчивый рост будет невозможно.