Ситуация с безопасностью дорожного движения обсуждалась в среду на совещании президента России Владимира Путина с членами правительства.
5 августа, напомним, в Хабаровском крае произошло крупное ДТП с двумя автобусами, в результате чего погибли 16 человек, о чем сообщал «Ъ». «Слишком часто у нас на дорогах происходят несчастья, причем несчастья крупные, с большим количеством человеческих жертв», - заявил господин Путин.
Путин поручил помочь семьям жертв ДТП под Хабаровском и обезопасить дороги
По словам первого вице-премьера Игоря Шувалова, в правительстве уже готов комплексный план по снижению смертности на дорогах. Разработать такой документ президент поручал еще 7 мая 2015 года. По словам господина Шувалова, документ рассчитан «главным образом на активную работу в течение одного года», но некоторые из них будут проводиться и в 2016 году. Речь о некоем плане срочных и первоочередных мероприятий, поскольку долгосрочная стратегия по снижению аварийности уже выполняется с 2005 года: речь идет о двух ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения» 2005−2012 годов (уже выполнена) и действующей программе 2013−2020 годов.
Среди мероприятий плана, изложенного господином Шуваловым, - ужесточение требований к профессиональным перевозчикам (юрлицам или физическим лицам), разработка плана использования вертолетной техники по доставке пострадавших в больницы.
Два пункта плана заслуживают отдельного разъяснения. «Мы считаем, что нужно уделить особое внимание формированию законопослушного поведения гражданина, - заявил первый вице-премьер.- Намереваемся с Госдумой создать такие нормы поведения, которых в нашем законодательстве сейчас не существует. Многие юристы по поводу этих правил спорят. Мы просим здесь вашей поддержки (Владимира Путина.). Например, законодательно определить, что такое опасное вождение. Такой нормы у нас в законе нет, но во многих странах предусмотрено вплоть до уголовного наказания».
Тема отдельных санкций за опасное или агрессивное вождение, как в европейских странах, обсуждается еще с 2012 года. ЛДПР предлагала приравнять к агрессивной езде «игру в шашечки» на дороге, резкие ускорения и торможения, несоблюдение безопасной дистанции, о чем сообщал «Ъ». Депутаты предложили штраф 2,5−5 тыс. руб. за это нарушение, но законопроект не был поддержан. В 2013 году тема эта снова всплыла на совещании у Дмитрия Медведева, посвященном безопасности дорожного движения. Тогда вопрос об отделении понятий «агрессивное» и «неосторожное» вождение поднял глава Института транспорта при ВШЭ Михаил Блинкин. По его мнению, нужно установить для таких нарушителей разные штрафные санкции. Дмитрий Медведев эту идею поддержал, но в реальный документ или законопроект она так и не вылилась. Одна из главных проблем, о которой говорили тогда эксперты, - сложность контроля со стороны ГИБДД (большинство нарушений фиксируются автоматически камерами) и определение четких критериев агрессивного вождения. Страховщики в последние годы активно распространяют среди клиентов устройства, определяющие уровень опасности вождения автоматически (с помощью датчиков ускорения), например, «Альфастрахование», «ВАЖНО, Новое страхование», Intouch: таким образом рассчитывается скидка на КАСКО, о чем рассказывал «Ъ».
Байкерам могут разрешить ездить между рядами
Второе нововведение, которое упомянул Игорь Шувалов, - это дальнейшее ужесточение наказания за вождение в пьяном виде. Напомним, что за последние два года санкции были усилены радикально. С 1 сентября 2013 года за вождение в пьяном виде суды стали не только лишать прав, но и штрафовать на 30 тыс. руб. С 1 июля 2015 года повторное управление автомобилем в пьяном виде стало уголовным преступлением. Игорь Шувалов считает, что теперь можно ввести «задержание транспортного средства, если водитель пьян». «В Белоруссии совсем недавно ввели такую норму, и пьяных за рулем стало значительно меньше», - пояснил вице-премьер. Напомним, что сегодня машина пьяного водителя отправляется на штрафстоянку, однако за руль может сесть пассажир, если он трезв. В конце 2014 года Минюст предложил удерживать автомобиль, которым управляет нетрезвый водитель, на штрафстоянке до уплаты залога в 50 тыс. руб. До того как деньги поступят на счет полиции, никто воспользоваться машиной не может. Впоследствии внесенный залог будет учитываться в счет штрафа, который определит суд за пьяное вождение. ГИБДД инициативу поддерживает, правозащитники же называют «антиконституционной» и провоцирующей коррупцию среди инспекторов.
Игорь Шувалов признает, что введение этой нормы осложнено юридическими нюансами. «Правоведы говорят, что эта норма не совсем справедлива, потому что часто пьяный водитель управляет не своим средством, а принадлежащим другому лицу, - говорит первый вице-премьер.- И тем не менее юристы считают, что можно создать правовую норму, которая соответствует принципам и нормам Конституции».
Иван Буранов