>> Рустэм Хамитов посетил молочные фермы Чекмагушевского района Башкортостана

>> В Польше в июне пройдут учения НАТО с участием 15 тысяч солдат из 22 стран

>> Правительство изменило правила направления материнского капитала на строительство жилья

В ЕСии все есть

Заседание евросаммита - глав стран зоны евро началось вечером в воскресенье и длилось почти 17 часов. Его участникам предлагалось выбрать между двумя основными вариантами развития событий - введением механизмов дополнительного контроля над действиями греческих властей в части реализации реформ и управления фискальным дефицитом, либо «временным» исключением Греции из валютного блока (с реструктуризацией долга), которое внес на повестку немецкий Минфин.

В итоге был выбран немного смягченный первый вариант: в случае реализации оговоренных требований Греция сохранит членство в еврозоне, а кредиторы рассмотрят выделение стране €82−86 млрд, в том числе €25 млрд - на докапитализацию банков. Для этого потребуется одобрение сделки несколькими национальными парламентами ЕС и самой Греции. При этом до 20 июля Греции предстоит погасить €7 млрд долга (половина перед ЕЦБ), в августе - еще €5 млрд, говорится в материалах Еврокомиссии. Основной же текущей проблемой для Афин остается продление банковских каникул - без поддержки ЕЦБ банки открыть нельзя, это обернется их банкротством. Пока регулятор воздерживается от увеличения кредитования греческих банков (сейчас €89 млрд., но из-за обесценения залогов фактически объем доступной ликвидности меньше, чем две недели назад). Вероятно, решение может быть изменено после одобрения парламентом Греции основных реформ - это должно быть сделано к среде, 15 июля.

Кому и сколько должна Греция

Греция отказалась выплачивать транш кредита МВФ. Стране может быть присвоен статус 'просроченные платежи' что исключит Грецию из программ кредитования.

Среди основных новаций сделки по сравнению с предыдущей программой (ее условиям греки сказали «нет») - перевод греческих госактивов на €50 млрд в отдельный фонд под надзором «тройки», три четверти средств которого автоматически будет направляться на уплату долгов, одна четверть - вернется в экономику Греции в виде инвестиций. Речь не идет о немедленной продаже активов, скорее о своеобразном «залоге» под новые кредиты. Еврогруппа обсуждала идею переноса активов на баланс спецфонда в Люксембурге, решено оставить их в Греции.

Требование о масштабной приватизации значилось и в первых двух программах спасения Афин, однако с 2011 года доходы от продажи активов составили всего €7,7 млрд (крупнейшие аукционы - аэропорт Hellinikon и гослотерея). При этом особый фонд (HRADF), не подконтрольный правительству, уже действует, более того, двое из пяти членов совета директоров - представители кредиторов, однако непосредственным отбором проектов фонд не занимается, это относится к полномочиям госкомиссии. Под управление фонда были переведены участки земли (в том числе на островах), проекты в ЖКХ, десять портов, четыре десятка региональных аэропортов, почта, операторы связи, пакеты акций в банках (ALPHA, Piraeus Bank, National Bank). Сейчас на продажу выставлены в основном порты (включая крупнейший в Пирее) и объекты, оставшиеся после Олимпиады 2004 года. В стадии подготовки к продаже - газовый импортер и дистрибутор DEPA, нефтеперерабатывающая HELPE и международный аэропорт Афин. Кредиторы потребовали включить в этот список и оператора электросетей ADMIE.

К среде парламент Греции также должен узаконить основные реформы, оговоренные с кредиторами до объявления референдума. Среди них - реформа налогового администрирования, предполагающая расширение налоговой базы и повышение ставок НДС для островов Греции, где турбизнес платил пониженные ставки налога (на 30% ниже, чем на материковой части, 5−16% против 6,5−23%). Эта мера оказалась наиболее спорной - еще на прошлой неделе Алексис Ципрас попытался исключить ее из пакета требований. По оценке Банка Греции, это способно обеспечить порядка €3 млрд поступлений. Однако более серьезной остается проблема сокрытия части доходов и массовая невыплата даже начисленных налогов (долг перед государством на конец 2014 года - €76 млрд). Среди предвыборных обещаний «Сиризы» значилось списание до половины этой задолженности. Общие же потери бюджета от ухода от уплаты налогов оцениваются в €20−30 млрд, пока самой успешной мерой по росту сборов стало повышение налога на недвижимость (€3,5 млрд в год введения).

Греция выплатила долги по «самурайским бондам» на сумму €85 млн

Также Афины должны провести корректировку пенсионной системы за счет сокращения ее солидарной части, обеспечить независимость статведомства Elstat, внедрить механизм «квазиавтоматических» сокращений бюджетных расходов в случае невыполнения ориентиров по первичному профициту бюджета (эта мера применялась в США, что привело к блокировке расходов правительства в октябре 2013 года, в ЕС лишь на уровне переговоров). Во вторую очередь Греция должна уравнять условия торговли на основных товарных рынках и продолжить реформу рынка труда (снижение возможностей профсоюзов в части коллективных исков, отмена преференций для сотрудников судоходных компаний и ряда профессий), ускорить и упросить судебные процедуры по гражданским делам.

«Даже реализации двух третей сделки позволит реализовать программу, издержки от дефолта и реструктуризации все равно были бы выше - порядка €120 млрд», отмечает главный экономист Lombard Odier Сэмми Чаар. Однако, по словам профессора Хари Тсукаса из Warwick Business School, способность правительства Алексиса Ципраса и партии «Сириза» последовательно реализовывать реформы вызывает сомнения, и вряд ли их проведение будет таким прямолинейным, как ожидают в Брюсселе. В том, что касается списка требований кредиторов, реформа налоговой службы и администрирования может оказаться самой действенной мерой - и будет способствовать росту сборов, даже с учетом того, что в условиях рецессии потребление не растет. Однако основная проблема по-прежнему остается в том, что люди не доверяют государству в Греции - за последние пять лет ее решить не удалось, полагает господин Тсукас.

Татьяна Едовина